Советы психолога

Как общаться с ребенком
 
     Ребенок растет и развивается только благодаря общению со взрослыми.  Но оказывается, что общение со взрослым может принести ребенку на только пользу, но еще и вред, если взрослый не знает, как правильно общаться с ребенком.  Проблемные и трудные дети – это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Нарушение детско-родительских отношений ставит под угрозу психологическое здоровье ребенка и может пагубно повлиять на всю его дальнейшую судьбу.  Психологами установлено, что во взрослой жизни родители переносят на своих детей такой же стиль отношений, какой был по отношению к ним у их родителей. И если отношения с детьми не складываются, возможно, и не потому, что дети «трудные», а просто не хватает педагогического опыта и знаний.  В настоящее время в нашей стране свою педагогическую компетентность родители могут повысить, посещая специальные тренинг, и в сети Интернет можно найти множество советов и книг по воспитанию и развитию детей. Несколько полезных книг для родителей написаны известным детским психологом Ю.Б. Гиппенрейтер. В них она дает советы, как правильно общаться с ребенком. Юлия Борисовна пишет, что основа родительского воспитания – это безусловное принятие ребенка.
      Одна из фундаментальных человеческих потребностей – потребность в любви, нужность другому человеку. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. И эта потребность удовлетворяется, если родители сообщают ребенку, что любят его не за какие-то его заслуги, а просто за то, что он есть. Такая любовь называется безусловным принятием ребенка.  Для благополучного эмоционального развития ребенку необходима положительная эмоциональная связь со взрослым. Ребенка надо обнимать, говорить о своей любви к нему.  Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир подчеркивает, что необходимо обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Если он не получает таких знаков внимания, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно‑психические заболевания.
    Для сохранения психологического здоровья ребенка Ю.Б. Гиппенрейтер рекомендует выполнять следующие правила: 
      1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
      2. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, как нежелательные или «непозволительные»
      3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
      4. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.  При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.  
      Довольно часто поступки ребенка могут вызвать отрицательные эмоции у родителей. В таких случаях рекомендуется придерживаться следующих правил:
      1. Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от первого лица о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
      2. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.  
      3. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные      ожидания с возможностями ребенка.  
      4.Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. 
     Не стоит ограждать ребенка от переживания отрицательных эмоций. Необходимо научить его с ними справляться.  Для этого надо научить ребенка понимать, какие эмоции он испытывает и проговаривать с ним причину возникновения этих эмоций. А потом обсудить, как можно с этими эмоциями справляться.
      Дети, родители которых постоянно их критикуют и предъявляют завышенные требования, чаще испытывают отрицательные эмоции, что способствует негативному восприятию окружающего мира, снижению самооценки и развитию комплексов неполноценности.
     Установлено, что при нарушении общения с родителями у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками. Поэтому, так важно, чтобы родители, особенно матери, выступали как источник положительного влияния на своего ребенка, формируя тем самым у него благополучное восприятие самого себя.
 
 Педагог-психолог Стрельцова Н.Б.