Советы психолога
Развитие эмоциональных способностей в детском возрасте.
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль - они отражают отношение человека ко всему, что его окружает и что с ним происходит. Если эмоция отрицательная, значит, что-то не в порядке, что-то нужно изменить. Отрицательные эмоции приносят ощущения дискомфорта, кроме того такие переживания вызывают еще и соматические изменения в организме, что разрушительно влияет на здоровье человека. Справляться со своими эмоциями могут не все, особенно дети. Потому что они часто даже не понимают, почему у них возникают неприятные переживания. Учеными установлено, чтозатруднение в осознании и определении собственных эмоций повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье человека. Умение понимать собственные эмоции и эмоции других людей, управлять своими эмоциями и эмоциями других называют эмоциональным (социальным) интеллектом. Эмоциональный интеллект помогает человеку жить в мире с самим собой и другими и сохранять здоровье и повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Для развития интеллектуальных способностей ребенок проходит специальное обучение. Чтобы развить эмоциональный интеллект, обучение тоже необходимо.
Детский психолог Гиппенрейтер Ю.Б. советует родителям развивать эмоциональную сферу ребенка в игре. В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. Например, называть эмоции, просматривая семейные фотографии, наблюдая за детьми и взрослыми во время прогулки. Родители должны учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке по мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь, поддержать, посочувствовать, понять, учесть потребность и переживание другого, не сердить его, не огорчать. Появляются предпосылки для добрых взаимоотношений.
Родители часто выражают свое недовольство повышенным тоном, критикой или наказаниями, а стоящие за всем этим эмоции – и их собственные, и детей – «остаются за кадром». Необходимо помнить, что рассказать о своих переживаниях гораздо полезнее, чем умолчать о них, особенно если речь идет о негативных эмоциях. Невысказанная обида в адрес другого человека разрушает отношения. Вместо выговоров эффективнее использовать «Я – сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, вызванных поступком ребенка. Делайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в необидной для ребенка форме. Когда мы высказываем свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем детям возможность самим принять решение. И – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания.
Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития очень важно, чтобы родители его слышали, сочувствовали ему и понимали его. Ю.Б.Гиппенрейтер советует родителям овладеть техникой активного слушания:
Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Постарайтесь, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне – присядьте к нему или посадите к себе на колени. Ваша поза – первый и самый сильный сигнал о том, насколько вы готовы слушать и услышать ребенка.
Во-вторых, желательно, чтобы реплики взрослого звучали в утвердительной форме. Казалось бы, разница невелика, но на вопрос: «Что случилось» ребенок ответит «Ничего!», а если вы скажете «Что-то случилось...», ему легче будет начать разговор.
В-третьих, важно держать паузу. Пауза после вашей реплики помогает ребенку разобраться в своем переживании и при этом полнее почувствовать, что вы рядом. Не забивайте это время своими советами и замечаниями.
В-четвертых, в ответе полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а потом обозначить его чувство. Например, сын рассказывает о ссоре с другом Петей. Реплика родителя может звучать так: «Ты не хочешь дружить с Петей. Ты на него обиделся».
Ответы по способу активного слушания показывают, что родители поняли внутреннюю ситуацию ребенка, его чувства. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие очень важно. Родители сами понимают это, как только начинают спокойно и доброжелательно «озвучивать» чувства ребенка. Когда дети чувствуют готовность взрослого слушать и понимать их, они продолжают рассказывать о случившемся. Активное слушание близких людей помогает ребенку самому понять, что он чувствует, назвать собственные эмоции и постепенно с ними справиться.
Один из способов обучения детей навыкам распознавания и контроля эмоций - рисование на темы: «Когда я счастлив», «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь» и т.д. Можно научить оценивать свое эмоциональное состояние перед зеркалом. Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния будет успешным лишь в том случае, если будет проводиться систематически, изо дня в день в течение длительного времени.
Педагог- психолог Стрельцова Н.Б.