Советы логопеда

Предлагаю Вам побеседовать о речи ваших детей. Вернее, о нарушениях речи, с которыми последнее время очень часто приходится сталкиваться. Давайте вместе разберемся, в чем причина и чем сами родители могут помочь своим детям.

Уже при рождении ребенок издает свой первый звук – громкий крик. Малыш растет и вы внимательно вслушиваетесь в его лепет. Радуетесь первым осмысленным «ба», «ма», «ав». Но время идет, и вдруг вы начинаете замечать, речь ребенка не меняется. Ровесники уже говорят целые предложения, читают стихи, а речь Вашего ребенка остается лепетной. Это должно насторожить. Причин отставания в речевом развитии множество и только специалист может выявить причину. Поэтому, не откладывайте визит к таким врачам как детский невропатолог, детский психиатр, оториноларинголог, а также логопед и нейропсихолог. Чем раньше Вы обратитесь к специалистам, тем эффективнее будет их помощь. Не ждите трех лет. К трем годам при нормальном речевом развитии в словаре ребенка уже до 1200 слов!

Но вы тоже можете помочь своему малышу. Причем, Ваша помощь весомее и важнее, ведь именно мама самый главный учитель для ребенка.

Итак, что же может сделать мама? Больше разговаривайте с ребенком о том, что происходит «здесь и сейчас». Если ребенок кушает, говорите о еде, которую он ест, о том какая она, о посуде из которой он ест. Если вы одеваете ребенка на прогулку, то речь пойдет о погоде и том, что надо надеть в такую погоду.

Замените диски с любимыми мультфильмами фонотекой. Неговорящему ребенку слушать намного полезнее, чем смотреть. Процесс слушания хорошо развивает воображение, что, безусловно, полезно для развития речи. Сразу хочу оговориться, что к слушанию сказок, пьес, рассказов ребенка надо приучать постепенно и терпеливо. Хорошо, если это станет семейной традицией.

Вспомните старые добрые диафильмы. Вы помните, как хорошо и уютно Вам было рядом с мамой, когда она крутила ручку проектора и уютным голосом читала сказку? Сейчас хорошую коллекцию диафильмов можно найти в Интернете. Например, на сайте www.hobobo.ru. Поверьте, это весьма достойная замена современным мультфильмам. Да, на это надо время, которого нет. Но это время, вложенное в будущее Вашего ребенка.

Учите своего ребенка слушать. Ведь уже с 6-7 месяцев ребенок умеет определять направление звука.Во время прогулки, обратите внимание малыша на «голос» улицы. Вот машина сигналит, а вот птичка запела. Там, далеко, собака лает. Собака далеко, поэтому слышно ее еле-еле. А в кустах кошка мяукает. Кошка близко, поэтом ее хорошо слышно. Ваше воображение подскажет Вам другие сценарии.

Во время прогулки полезно с малышом сделать несколько дыхательных упражнений. В хорошую погоду попускайте мыльные пузыри. Вдох носиком (это важно!) и плавный выдох ртом. Чем плавней выдох, тем больше пузырь. Посвистите в свисток. Носом глубокий вдох и сильный резкий выдох ртом. Следите, чтобы щеки не раздувались! Скоро начнет цвести вся и все. Нюхаем! Вдох носом – плавный выдох ртом «Ах!». Важно соблюдать алгоритм «вдох – нос, выдох-рот». Именно так «выглядит» речевое дыхание.

Полезно заниматься артикуляционной гимнастикой. Но нужный комплекс упражнений Вам может подобрать только логопед, исходя из Ваших индивидуальных особенностей.

Не поленитесь зайти в ближайший книжный магазин и купить сборники пальчиковых стихотворений. И постепенно, от простого к сложному, разучивать их. Опять нужно время! Да, на то, чтобы научить ребенка говорить, нужно время. Ведь речь – это навык. А навык нужно совершенствовать. Это требует времени, терпения и настойчивости! Успехов Вам и Вашему малышу на этом непростом, но очень увлекательном пути по овладению речью!

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ГОВОРИТ

Для того чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребенок должен не просто слышать звуки, ему необходимо прямое общение со взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, который соответствует данному возрастному этапу.

В своем развитии ребенок проходит так называемые «критические периоды», во время которых происходит наиболее сильное развитие частей системы речи и значительно повышается риск возникновения речевых нарушений, так как нервная система в целом очень ранима.

Принято выделять 3 критических периода в развитии функции речи.

Первый период – возраст 1-2 года. В это время начинаются формироваться предпосылки к развитию речи. У ребенка появляется потребность в общении. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны, важным периодом формирования которых принято считать возраст от 14 до 18 месяцев. В это время любые факторы, которые неблагоприятно влияют на ребенка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.

Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно, от ситуации переходит в контекст. Все это требует четкой согласованности в работе всех анализаторов и нервной системы в целом. Если возникают какие-либо заболевания, ребенок становится нервным, капризным, упрямым. Это напрямую сказывается на его речевом развитии: может возникнуть заикание. Возможно отставание в речевом развитии. В наиболее сложных случаях ребенок может совсем отказаться от речевого общения.

Третий критический период - 7 лет. В этот период ребенок начинает овладевать письменной речью. При этом возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте к ребенку предъявляют завышенные требования, то у него могут возникнуть нервные срывы, и на этом фоне появляется заикание.

Если у ребенка имеются какие-то речевые нарушения, то в эти критические периоды они проявляются наиболее сильно. Также к ним могут присоединяться и другие речевые расстройства.

Поэтому, если в течение беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, не в два года, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к задержке речевого развития. Не теряйте времени!