Советы психолога
Как любить своего ребенка…
Любите ребёнка не за ум, одарённость, талант и красоту, а просто потому, что он у Вас есть!
Говорите о своей любви ребенку, не стесняйтесь проявлять свою любовь к нему, дайте понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир советовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите в семье четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Старайтесь четко придерживаться установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна произноситься в вашем доме, как бы ребенок не провинился.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У малыша может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Софьюшка, Люся, Нюша или Котенок, Сашурик и т.д.
Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но ни в коем случае резкой или грубой. В беседах нужно четко и конкретно излагать мысли, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон донесет до ребёнка мысли и требования родителей.
Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.
Никогда не пытайтесь воспитывать ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине – у каждого свои механизмы восстановления).
Главное – необходимо дать оценку поступку, содеянного ребенком, а не самому ребенку. Часто именно в этом прячется самая распространенная и серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит его ошибка, почему он поступил неправильно. Если критикуется поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.
Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать и чувства ребенка, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите - ка обидели его...» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, и об этом можно и нужно поговорить с ним (активное слушание).